SiamCity - Китай: Великая Стена 

  Главная страница
  Общая информация
  Города и провинции
  Сянган (Гонконг)
  Тайвань (R.O.C)
  Аомынь (Макао)
  Интересные статьи
  Путевые заметки
  Библиотека
  Культура и обычаи
  Религии и учения
  Китайский язык
  Карты городов
  Отели в Китае
  История Китая
  Фотогалерея
  Китайская кухня
  Флора и фауна
  Download
  Архив рассылки
  Ссылки

  Таиланд
  Миры
Rambler's Top100
                    Экономика Гонконга 

Экономика Гонконга Экономика Гонконга
 Экономика Гонконга (Сянгана) чрезвычайно сильно зависит от международной торговли. Природные ресурсы ограничены, поэтому продовольствие и сырье импортируются. Стоимость импорта и экспорта превышают ВВП страны каждый в отдельности. Еще до присоединения к Китаю Гонконг (Сянган) имел обширные торговые и инвестиционные связи с ним. Реальный рост ВВП в 1987 - 1988 гг. составлял 8%, и 5% в 1989 - 1997 гг. Азиатский кризис нанес огромный ущерб региону с торгово-зависимой экономикой. ВВП Гонконга (Сянгана) снизился в 1998 г. на 5%.

   Гонконг служит трамплином для китайского импорта и экспорта, выступая в своего роде посредника между КНР и мировой экономикой. Через Гонконг проходит транзитом до 40% экспорта КНР и 2/3 импорта капиталов. До азиатского кризиса Гонконг был самым дорогим городом мира, а спекуляции с недвижимостью и цены на землю достигали астрономического уровня. Однако с началом кризиса (кстати первыми падение котировок акции азиатских компаний зарегистрировала гонконгская фондовая биржа) и передачей города под контроль КНР цены на недвижимость упали.

   Гонконг практически лишен каких-либо минеральных ресурсов. Добыча графита и свинца на холме Чан и железной руды на горе Ма-Он давно прекращена. До 1990 г. в небольших объемах добывали песок и каолин, но и эти разработки были остановлены. Гонконг слабо обеспечен и природными ресурсами: редкие лесные насаждения не несут никакой коммерческой ценности, небольшие речные протоки не содержат сколько-нибудь значимого гидроэнергетического потенциала. Пресная вода является серьезным дефицитом в городе - высокий уровень потребления, малые по объемам источники пресной воды, холмистый ландшафт снижают возможности изыскания внутренних резервов. Несмотря на то, что после второй Мировой войны в городе были построены водохранилища и заводы по опреснению воды в Кастл-Пике, Хай-Исланде и Пловер-Куве, проблема водоснабжения остается главной для гонконгских властей. Основная масса пресной воды поступает по трубопроводу из Кантона (Гуанчжоу).

   Структура ВВП Гонконга в 1992 - 1998 гг. (в млн. гонконгских долларов)
  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Сельское хозяйство 1 468 1 612 1 596 1 453 1 444 1 464 1 530
Добывающая отрасль 205 197 249 317 311 272 303
Промышленность 99 764 92 582 87 354 84 770 82 769 80 049 73 080
Энергетика 15 637 17 591 22 175 23 578 26 989 29 212 33 548
Строительство 37 337 43 089 46 325 54 761 65 058 71 650 72 459
Торговля, импорт-экспорт, рестораны и отели 190760 224462 249 167 270 520 301 277 313 270 283 919
Транспорт и коммуникации 71 227 78 993 92 109 102 199 111 087 112 829 109 452
Финансовые услуги 178923 214550 254 346 247 985 284 119 323 427 302 491
Коммунальные, социальные услуги 110703 130408 151 293 175 956 198 967 220 451 234 990
Операции с недвижимостью 80 941 89 862 115 659 134 933 147 547 171 383 170 974
Посреднические услуги в банковской сфере -54 846 -63 177 -70 101 -80 358 -89 356 -90 164 -100 319
ВВП в производственных ценах 732120 830169 950172 1016115 1130212 1233843 1182427
Налоги на производство и импорт 48 777 53 278 56 286 52 974 62 443 85 001 62 538
ВВП в рыночных ценах 780897 883447 1006458 1069089 1192656 1318844 1244956


   Быстрый рост промышленного производства в Гонконге с 1950-х гг. был обусловлен миграцией сюда предпринимателей и промышленников из Шанхая (после победы коммунистов на материковом Китае). Они принесли инвестиции и новые технологии. В Гонконге уже было в избытке рабочей силы, налажены торговые связи и рынки сбыта. Первоначально промышленные районы были ограничены районом Коулунь. Постепенно промышленный район расширился на Цуэн-Ван и Туэн-Мун. В 1997 г. была основана "Hong Kong Industrial Estates Corporation", задача которой развитие и управление предприятиями высоких технологий, что были размещены в новых районах, отвоеванных у моря, Тай-По и Юэнь-Лон. На территории Гонконга (Сянгана) расположены около 50 тыс. фабрик и заводов, примерно 250 банковских учреждений. Промышленный сектор гонконгской экономики, в последние годы уступает свои позиции сфере услуг. Теперь здесь производится менее десятой доли ВВП. Основная отрасль промышленности - производство тканей и одежды, эта продукция составляет около 30% экспорта. Второе место занимает производство электроники. Действуют предприятия тяжелой индустрии - судостроение, ремонт самолетной техники. Производство стали, пластмасс, цемента обслуживает внутренний рынок. Около 90% промышленной продукции идет на экспорт. Гонконг (Сянган) - один из крупнейших в мире экспортеров текстиля, предметов одежды, электронных приборов и комплектующих, часов, игрушек и др. Если в 1980-х г. гонконгские товары были прямыми подделками западных товаров и отличались невысоким качествам, то в настоящее время уровень технологий и контроль качества позволяет Гонконгу (Сянгану) выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.

   Он является также центром контрабандной торговли. Большая часть экономики рассматриваемой территории связана с финансовыми операциями. Здесь развита банковская деятельность, операции с ценными бумагами, страхование. Начиная с 1969 г. Гонконг - выходит становится одним из мировых финансовых центров. Вместе с Сингапуром Гонконг (Сянган) делит четвертое - пятое места в мировой финансовой иерархии. Несмотря на такой успех, в Гонконге не существует центрального банка. Его функции правительство делегировало части коммерческих банков и государственных учреждений. Вместе с национальными, в Гонконге действуют представительства иностранных банков, в том числе имеющие право выдавать кредит. В Гонконге действует крупнейшая фондовая биржа. Многомиллиардный рынок золота - один из крупнейших в мире, большая часть сделок ведется "Chinese Gold" и "Silver Exchange Society". Отсутствие государственного контроля в финансовой сфере сделало возможным столь стремительный взлет Гонконга в мировой валютно-финансовой системе.

   В Гонконге (Сянгане) - одна из крупнейших туристических баз, в середине 1990-х гг. ежегодно в город прибывало свыше 10 млн. туристов.

   Только 6% земель Гонконга пахотные, еще 2% отведены под искусственное разведение рыбы. Начиная с 1950-х гг. треть площадей сельскохозяйственного назначения были утеряны. Сельскохозяйственный сезон длится круглый год. Одно время среди агрокультур доминировал рис, но постепенно он уступил свое лидерство овощеводству и рыбоводству. В небольших объемах выращивают фрукты, цветы, пряный картофель, таро, ямс, сахарный тростник. Рыболовство в прибрежных водах - важная составляющая гонконгской экономики, большая часть рыболовного флота на восточных Новых Территориях. Большое распространение получило разведение рыбы в искусственных водоемах.

   Дефицит свободной земли, вынуждает правительство Гонконга очень экономно вести дорожное строительство, наложены существенные ограничения на приобретение личного транспорта. Основной упор сделан на развитие автобусных перевозок. Кроме автобусов (ежедневно перевозящих более половины всех пассажиров), трамваев и паромов в городе действует сеть метрополитена, такси и микроавтобусов. Район Виктория обслуживается самой старой транспортной компанией, которая использует канатную дорогу, соединяющую указанный горный район с центральными кварталами.

   Международные перевозки обеспечиваются морским портом и новым аэропортом. Международный аэропорт до 1998 г. был расположен в Кай-Таке (восточной части Коунлуна). С 1998 г. он был перенесен на остров Чек-Лап-Кок. Спроектированный британским архитектором сэром Норманом Фостером, пассажирский терминал аэропорта занимает площадь в 54 гектара (133 акра) и является крупнейшим в мире зданием-замкнутым пространством. Порт Гонконга расположен в природной гавани. Вместимость портовых терминалов в Кай-Чунге делает его крупнейшим в мире контейнерным портом. Катера и суда на подводных крыльях связывают Гонконг с Макао и Гуанчжоу.

   Электрифицированная железная дорога соединяет район Коунлунь с городом Гуанчжоу. Возникновение новых городов-районов на пути следования поездов (Ша-Тин, Тай-По и Фань-Линь) привело к росту пассажирского и грузового трафика на железной дороге. Ежегодно составы перевозят миллионы тонн грузов и живого скота.

   Гонконг (Сянган) - крупный порт, обладает торговым флотом водоизмещением 30 млн. регистровых брутто-тонн. Под флагом Гонконга (Сянгана) ходят суда из 13 стран: 16 английских, 3 южноафриканских, 9 китайских, 6 японских, 3 германских, 2 канадских, 2 бермудских, по 1 судну из Кипра, Бельгии и Норвегии (1998 г.). В среднем ежедневно в гавань Гонконга (Сянгана) заходят около 300 океанских и речных судов. В прибрежных водах плавают 15 тыс. мелких судов и лодок "сампанов", занимающихся каботажным перевозками.

   Телефонная связь - cовременная система местной и международной связи.Местные линии - радиорелейная система связи и волоконно-оптический кабель.
   Короткие факты про экономику Сянгана (Гонконга)
  • ВВП - $159 млрд. (1999); $166 млрд. (1998)
  • ВВП на душу населения - $23 520 (1999); $23 660 (1998)
  • Денежная единица - гонконгский доллар (100 центов)
  • Динамика курса гонконгского доллара к доллару США - 7,73 (1996); 7,74 (1997); 7,75 (1998); 7,78 (2000)
  • Объем экспорта - $168,98 млрд. (1999); $188,1 млрд. (1997)
  • Состав экспорта - одежда, текстиль, обувь, электроника, часы, игрушка
  • География экспорта - КНР 34%, США 23%, Япония 5%, Германия 4%, Великобритания 4%
  • Объем импорта - $174,4 млрд. (1999); $208,6 млрд. (1997)
  • Состав импорта - продовольствие, транспортное оборудование, сырье, комплектующие, нефть
  • География импорта - КНР 41%, Япония 13%, США 8%, Тайвань 7%, Респ. Корея 5%
  • Внешний долг - $48,1 млрд. (1999)
  • Производство электроэнергии - 29,53 млрд. кВт (1998), из них ТЭС - 100%
  • Основные морские порты - Гонконг (Виктория)
  • Длина железных дорог - 34км (1996), а также 43км метрополитена
  • Длина автомобильных дорог -1 831км. (1997), из них с твердым покрытием - 100%
  • Аэропорты Гонконга - 3 аэропорта, строительство последнего обошлось в $20 млрд.
  • Количество длинноволновых радиостанций - 7 (1998)
  • Количество коротковолновых радиостанций - 0 (1998)
  • Количество радиостанций FM-диапазона - 13 (1998)
  • Телевизионные станции - 4 (1997)
  • Число интернет-провайдеров - 49
  • Международные линии - 3 станции Интелсат (1 над Тихим океаном и 2 над Атлантическим), коаксиальный кабель в Гуанчжоу (КНР), доступ к пяти морским кабелям обеспечивает связь со странами АСЕАН, Ближним Востоком и Западной Европой.
Хостинг предоставлен: worlds.ru
  
  2001. © Copyright by Laowai. All rights reserved
Пишите по всем возникающим вопросам
Последнее обновление сайта: