SiamCity - Китай: Великая Стена 

  Главная страница
  Общая информация
  Города и провинции
  Сянган (Гонконг)
  Тайвань (R.O.C)
  Аомынь (Макао)
  Интересные статьи
  Путевые заметки
  Библиотека
  Культура и обычаи
  Религии и учения
  Китайский язык
  Карты городов
  Отели в Китае
  История Китая
  Фотогалерея
  Китайская кухня
  Флора и фауна
  Download
  Архив рассылки
  Ссылки

  Таиланд
  Миры
Rambler's Top100
                    Путевые заметки 
                    Главная - Путевые заметки - Тибет

Тибет: страна, где рождаются ламами Тибет: страна, где рождаются ламами
    Знающие люди говорят, что в Тибет - место концентрации просветленных буддийских энергий - может попасть только человек с достаточно чистой кармой. Теперь правильность этого утверждения может проверить на себе каждый: туристическое агентство "Путь к себе" организовало новый тур "Паломничество в страну монастырей". Первые туристы отправятся в путешествие 6 июля. Несколько дней они проведут в Катманду, столице Непала, а потом отправятся к главной цели поездки - в Лхасу. Продолжительность тура - две недели. Семь дней будут посвящены знакомству с главными святынями Тибета.

   Первое место, куда сразу же после прилета в Лхасу отправятся туристы, - монастырь Тары. Он стоит по дороге из аэропорта в город. Этот храм - один из немногих в Тибете, не подвергшихся разрушению во времена китайской культурной революции. Буддисты говорят, что это только потому, что он посвящен женскому буддийскому божеству - Зеленой Таре.

   Тара относится к группе божеств-защитников. Если человек выбрал путь духовного просветления, цель которого - помогать другим, он становится для божества-защитника "ценным" человеком. И во всех сложных для такого человека ситуациях срабатывает защитная энергия. Причем божество заботится не только о том, чтобы с подшефным в жизни не случилось ничего плохого, но и защищает человека от его собственной глупости, которая может толкнуть на серьезный негативный поступок и тем самым уклонить человека от выбранного пути.

   В этом монастыре хранится древняя маленькая позолоченная статуя Тары, которую привез сюда лично Атиша - один из просветленных, принесших в Тибет буддизм из Индии. Там же находится трон Атиши. Монастырь навещают все группы, приезжающие в Тибет.

   Божество Зеленой Тары очень популярно в Тибете, и его изображение есть практически в любом храме. Говорят, что оно оказывает помощь немедленно, как только к нему обращаются.

   В тибетских монастырях можно не только смотреть. Если лама свободен, всегда можно подойти к нему и задать свои вопросы. У лам, которые часто ездят в Европу, обычно есть переводчики с тибетского. А многие из них сами говорят по-английски. Рядом с монастырями - лавочки, в которых продаются культовые принадлежности. Совершенно спокойно можно заходить в храм во время службы. Единственное отличие тибетских храмов, от, например, непальских состоит в том, что они, хотя и действующие, но превращены в музеи. И, соответственно, за вход и возможность фотографировать нужно платить. Это не блажь тибетцев - такова политика китайского правительства.

   В десяти минутах езды от храма Тары находится монастырь Ташкам, принадлежащий одному из самых авторитетных лам - Джамгону Конгрул Ринпоче ("Ринпоче" переводится как "Драгоценный", это титул наиболее почитаемых лам). Джамгон Конгрул Ринпоче, кстати, организовал московский буддистский центр "Риме", а в предыдущем воплощении был основателем самого движения Риме, объединяющего различные буддийские школы. Этот монастырь был полностью разрушен в период культурной революции, и тогда всем монахам пришлось покинуть его. Уходили тайно, скрываясь от китайских властей. Шли из Тибета в Индию целый год. И каждый день Ринпоче делал Мо, чтобы узнать, каким путем лучше пойти, где лучше переночевать, чтобы уберечься от преследователей. Мо - это система буддийского гадания. Сначала гадающий очищает и настраивает посредством медитации свой ум, а затем уже приступает к самому гаданию. И чем лучше его карма, чем чище сознание, тем точнее бывают предсказания. Обычно Мо делается на четках. Отсчитывается по две четки с каждой стороны. В зависимости от количества оставшихся косточек получается ответ "да" или "нет". Но в руках человека с глубокими кармическими помрачениями предсказания Мо чаще оказываются ошибочными. Ринпоче не ошибся ни разу. Ни один человек не погиб.

   Сейчас монастырь восстановлен. Ринпоче смог вернуться сюда только год назад. А в ноябре прошлого года китайские власти даже разрешили ему делать посвящение - передачу буддийского учения.

   Недалеко от монастыря Тары - еще одно чудесное место: Шамбала Чу. Небольшое озерко с источниками чистейшей воды, где плавают разноцветные рыбки. Вода в озере считается святой. Вокруг озера - сад. Когда сворачиваешь сюда с горной дороги, кажется, что попал в рай. Это место связано с именем Гуру Ринпоче - первого человека, принесшего буддизм в Тибет. В пути он захотел пить, но никакой воды поблизости не было. Тогда он ударил о землю посохом, и из этого места стали бить источники...

   Естественно, паломники посетят знаменитый дворец Потала - зимнюю резиденцию далай-ламы. (Самого далай-ламы там, как известно, со времен культурной революции нет. Уже более сорока лет он живет в изгнании в Индии.) Дворец этот огромен - чтобы совершить вокруг него линкор (традиционное буддийское хождение вокруг святыни по часовой стрелке), придется потратить не меньше часа.

   Строился монастырь во времена царствования пятого далай-ламы. Строительство было очень сложным (дворец вписан в горный рельеф) и заняло десятки лет. Есть предание, что смерть пятого далай-ламы была скрыта на много лет, чтобы строители не упали духом и закончили строительство Поталы. Потала построен таким образом, что в случае необходимости может служить крепостью. Вход в него, как и повсюду, платный. И работает он по определенным дням.

   Во дворце около тысячи комнат. Верхняя часть монастыря - это сам дворец далай-ламы, "Красный дворец", цвета одежд лам. В средней части находятся ступы с останками всех далай-лам, начиная с пятого. Первая - самая грандиозная. Говорят, что на нее ушло все золото, которое хранилось тогда в казначействе тибетского правительства - больше трех килограммов. В "Белом дворце" хранятся буддийские тексты, статуи и священные реликвии.

   В комплекс входят два храма. Первый, Чоканг, или Храм большой статуи Будды, считается главной святыней Лхасы. Эта статуя упоминается практически во всех буддийских текстах. Считается, что у тех, кто посетил Чоканг, есть большие шансы достичь просветления в течение одной жизни. По преданию, этот храм был приданым жены правившего тогда царя, принцессы китайской. Второй храм, Рамочэ (храм малой статуи Будды), был приданым его второй жены - принцессы непальской.

   Лхаса сейчас делится на несколько районов - мусульманский, китайский и тибетский. Чоканг - сердце тибетского района. Вокруг храма расположено множество магазинчиков, торгующих культовыми предметами. С раннего утра до поздней ночи приходящие в храм совершают вокруг него линкор. Перед входом в храм под навесом находится маленький молитвенный барабан. Когда храм закрыт, тибетцы просто приходят и вращают его. На любом молитвенном барабане написаны мантры. Когда человек вращает барабан, у него очищается карма и происходит накопление заслуги. Иногда на барабане есть колокольчики, отмечающие своим звоном каждый полный круг вращения.

   Сюда же тибетцы приходят делать простирания. Простирание - непременная составная часть любой тибетской буддийской практики. Заключается оно в том, что, прочитав специальную мантру, человек опускается на колени, касается сведенными вместе ладонями земли, а затем, скользя ими, всем телом припадает к земле, вытягивая руки. Это хороший способ избавиться от высокомерия и гордыни, препятствующих духовному росту. Заодно происходит очищение всех энергетических каналов тела.

   Тибетцы простираются постоянно. Если в Непале для этого используют специальные, покрытые досками места, то тибетцы считают, что простираться нужно всюду, где есть святыни, независимо от того, благоустроено ли место, просто ли это неровные камни или пыльная улица.

   Тибет вообще поражает любого иностранца интенсивностью религиозной жизни. И невероятной доброжелательностью местных жителей. Если вы начнете делать простирание перед храмом, они сначала изумятся, а потом обязательно притащат какие-нибудь коврики или тряпки, чтобы вы могли подстелить их на землю. Здесь вся жизнь связана с совершенствованием духовного развития. В каждую свободную минуту тибетцы читают мантры, посещают священные места, делают простирания. Даже дети.

   В полутора часах езды от Лхасы находится монастырь Йерпа. Повсюду в горе - пещерки, где медитируют тибетцы. Монахи, проводящие в одиночестве от месяца до нескольких лет, бывают очень рады гостям. Обязательно показывают посетителям свой алтарь, угощают сампой. Сампа - обычная еда тибетцев, мука грубого помола, которая разводится горячей водой. В пещере отшельников обычно стоят один-два мешка такой муки. Здесь же висит кусок сушеной туши яка. Этим и питаются монахи в период затворничества.

   В каждой пещерке - фотография далай-ламы. Такая фотография - лучший подарок любому тибетцу. В Китае их, естественно, не печатают и даже иногда конфискуют из домов. Поэтому все они - привозные. И даже те, кто у стен монастырей просит милостыню или еду, в первую очередь обращаются с просьбой: "Далай-лама!" Увы, большого количества фотографий далай-ламы из Тибета вывезти нельзя: могут возникнуть проблемы с китайской таможней.

   Еще одно интересное место в окрестностях Лхасы - дворец Норбу Линка, летняя резиденция далай-ламы. Здесь под огромными вековыми деревьями тибетцы не только медитируют и молятся, но и просто отдыхают. Рядом с дворцом - зоопарк, где живут ручные тибетские медведи, которых можно покормить из рук. Сам дворец сейчас работает как музей далай-ламы. В нем хранится множество реликвий, в том числе такая необыкновенная, как зуб Будды.

   Один из дней тура будет посвящен знакомству с большим монастырским комплексом Сэра, расположенным у подножия гор на севере от Лхасы. На скалах вокруг монастыря - танки (буддийские иконы с изображениями защитников и божеств). Главная святыня Сэры - статуя одиннадцатиликого защитника Ченрезиг. Тем, кто пришел в храм, монахи дают специальную трубочку, приложив которую к статуе, ты можешь что-то сказать в самое сердце Ченрезиг.

   И, наконец, совершенно особенное даже для Тибета, место - Цюрпа. Главный монастырь буддийской школы - Карма Кагью (одной из основных буддийских линий передачи учения), резиденция Кармапы XVII, которого считают живым Буддой. На повороте к монастырю - огромная, в человеческий рост, танка с изображением защитника Махакалы. Скала над Цюр- пой - чистая сфера Будд. Сам Цюрпа - источник дхармы (практического учения Будды).

   Кармапа - глава линии Кагью. Это первый лама, который, достигнув просветления, не прекратил своего круговорота бытия, не ушел в нирвану, а начал сознательно перерождаться, чтобы помогать всем живым существам. Произошло это около тысячи лет назад. С тех пор Кармапа предсказывает место и время своей следующей инкарнации, предсказывает, какие имена будут носить будущие родители и как они назовут мальчика. Потом по этим приметам специальный Комитет по реинкарнациям разыскивает ребенка. Обычно искать Кармапу начинают тогда, когда он уже достиг 5-8-летнего возраста. Нынешнего, семнадцатого Кармапу нашли года три назад. Сейчас ему десять лет.

   И хотя ему всего десять, он уже описал место рождения одного из высоких перерождающихся лам - Калу Ринпоче - и указал время его рождения. Мальчику Ринпоче сейчас два с половиной годика. Прошлого Калу Ринпоче нашел прошлый Кармапа. С этим связана интересная история. Место рождения точно соответствовало описанию. И имена родителей и мальчика. Не сходилось только одно: родители сказали, что сын родился в год Кабана. А по предсказанию он должен был родиться в год Огненной Собаки, то есть на год раньше. Но когда гонцы обратились с вопросом о времени его рождения к самому ребенку, тот заявил, что он был рожден в год Огненной Собаки. Дело в том, что в Тибете положено отсчитывать возраст от момента зачатия. И, в отличие от своих менее просветленных родителей, Калу Ринпоче это знал.

   Монастырь Цюрпу построил первый Кармапа. С тех пор все Кармапы живут здесь. Прежде он был самым большим монастырем в Тибете - здесь жили около 900 монахов. В 1959 году шестнадцатый Кармапа покинул монастырь и 22 года прожил в изгнании. Храмовый комплекс монастыря был разрушен. Сейчас создан специальный фонд, собирающий деньги на его восстановление. Отделение фонда есть и в России.

   Каждый день в Цюрпу приезжают машины и автобусы с паломниками, мечтающими увидеть живого Будду и помедитировать в пещере, где медитировали все семнадцать Кармап. Шестнадцатый Кармапа говорил, что если кто-то однажды посетил Цюрпу или хотя бы подумал об этом, то его карма обязательно очистится.

   © Ольга МАУРИНА Иностранец #21

Хостинг предоставлен: worlds.ru
  
  2001. © Copyright by Laowai. All rights reserved
Пишите по всем возникающим вопросам
Последнее обновление сайта: